Госдума приняла во 2 чтении законопроект об изменении процедуры перевода сельхозземель в другие категории

Госдума приняла во втором чтении законопроект о возможности перевода сельхозземель в другие категории только с согласия Министерства сельского хозяйства РФ. Кроме того, законодательному органу субъекта РФ потребуется принять специальный нормативный акт. Сейчас переводить земли из одной категории в другую могут органы исполнительной власти субъектов РФ без согласования с Минсельхозом. Законопроектом предлагается ввести в регулирование отношений по переводу земель сельхозназначения и земельных участков в составе таких земель в иные категории принцип «двух ключей».
Законопроект призван предотвратить дальнейшее сокращение площади земель сельхозназначения и исключить возможности злоупотребления органами госвласти субъектов РФ правом принятия таких решений в отношении сельхозземель, находящихся в их собственности, в муниципальной собственности, в собственности физических и юридических лиц, а также таких, государственная собственность на которые не распределена.
Во втором чтении в Госдуме были приняты поправки, согласно которым процедура перевода сельхозземель в другие категории была еще больше усложнена по сравнению с редакцией первого чтения.
Теперь порядок изменения категории сельхозземель требует, чтобы в течение месяца после поступления соответствующего ходатайства исполнительный орган субъекта РФ направил предложение губернатору. После получения согласия губернатора и положительного заключения Минсельхоза вопрос об изменении категории должен рассмотреть законодательный орган субъекта РФ.
Правительство РФ утвердит порядок принятия Минсельхозом решения об установлении, изменении границ сельхозугодий, включая графическое описание их местоположения и перечень координат характерных точек.
Кроме того, уточняется перечень случаев, при которых допускается перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. Речь идет о таких случаях, как непригодность использования земель для сельскохозяйственного производства, создание особо охраняемых природных территорий, установление или изменение границ населенных пунктов, строительство, реконструкция объектов государственного значения или объектов местного значения в предусмотренных законом случаях, а также добыча полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых).
Законопроектом также устанавливается запрет на изъятие для государственных или муниципальных нужд земельных участков из состава земель сельхозназначения, занятых сельхозугодьями, для добычи общераспространенных полезных ископаемых.
Также не допускается перевод земель сельхозугодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельхозназначения в другую категорию, если они включены в перечень особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, предусмотренных Земельным кодексом.
Но при этом законопроектом предусматривается, что до 31 декабря 2033 года изъятие и перевод таких земель для добычи общераспространенных полезных ископаемых допускается, если это необходимо для реализации приоритетных проектов модернизации и расширения инфраструктуры, указанных в законе "Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
В случае принятия законопроект вступит в силу с 1 марта 2026 года, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления в силу.